Русская православная кухня включает в себя скоромный и постный столы, причем Церковь определяет более 200 постных дней в году (среди них и однодневные, и многодневные посты).
Строгий пост до первой звезды — в память о Вифлеемской звезде — предписывается 6 января, в Рождественский сочельник (канун Рождества). Слово «сочельник» происходит от слова «сочиво», которое означает сок или молочко семян (обязательного блюда для этого вечера, с него начинается трапеза). Сочиво готовили из сока миндаля или мака с медом, кашей из ячменя, ржи, красной пшеницы, гречи, риса. Канун Рождества отмечается семейным ужином, для которого было принято готовить двенадцать кушаний, в число которых входили сочиво, блины, рыба, колядки, заливные и другие блюда.
После Святок — 18 января — наступает Крещенский сочельник, во время которого надо выдерживать однодневный пост.
Великий пост, который длится 49 дней — до Пасхи, наступает после Масленицы. Это самый строгий пост в году. Два первых дня и последний день вообще ничего не едят, далее (кроме субботы и воскресенья) нельзя употреблять даже растительное масло, а рыба дозволена лишь (7 апреля) в Благовещение и в Вербное воскресенье (последнее воскресенье перед Пасхой). Можно есть грибы, ягоды, фрукты, мед, зелень, постные похлебки, овсяный кисель, каши, толокно, овощи и т.д. Во время этого поста отмечается Благовещение, когда разрешалось есть рыбу и растительное масло, если день выпадал на среду или пятницу. Тогда пекли постные пироги или кулебяки с рыбой.
Вербное воскресенье — день воспоминания о приходе Иисуса Христа в Иерусалим, когда народ приветствовал его, бросая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси их заменила верба. В этот день также облегчается пост, можно есть рыбу и растительное масло.
Последняя неделя Великого поста — Страстная седмица, установленная в память о последних днях жизни Господа на земле. Каждый ее день зовется Великим. В Великий четверг принято красить яйца, в Страстную пятницу — печь куличи, которые освящали в церкви в ночь с пятницы на субботу.
Через неделю после Святой Троицы начинается Петров (Апостольский) пост. Он длится с 23 июня до 11 июля. Все это время соблюдается постный стол. В среду и пятницу — сухоядение, в понедельник разрешается горячая еда без масла, в остальные дни — рыба, крупы с растительным маслом, грибы.
С 14 августа (Мелового Спаса) начинается Успенский пост, который длится до 27 августа (Успения Пресвятой Богородицы). В понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение, во вторник и четверг можно есть горячую еду без добавления масла, в субботу и воскресенье — можно с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа), если он выпадает на среду или пятницу, можно есть рыбу.
Следующий пост — однодневный — приходится на 11 сентября, Усекновение Главы Иоанна Предтечи. В этот день можно есть постные пироги с грибами, грибной суп, рисовые котлеты с грибной начинкой. Сладкое и картофель, а также орехи есть нельзя. С этого дня начинали засаливать огурцы.
27 сентября, Воздвижение Креста Господня — день, который надо провести в посте и молитвах в память о страданиях Спасителя. После Воздвижения солили и квасили овощи.
В конце ноября (28-го) начинается Рождественский пост, который длится 40 дней — до Рождества Христова. Этот пост называется также Филиппов пост, ибо он начинается с дня, посвященного памяти апостола Филиппа. На него выпадает один праздник — Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Если этот день — среда или пятница, то можно есть рыбу. После дня Святителя Николая, который празднуется 19 декабря, рыба дозволена также по субботам и воскресеньям.
Существуют сплошные седмицы, в среду и пятницу которых отсутствует пост. Таких седмиц пять: с 7 по 18 января (Святки). До начала до Великого поста, за две недели (седмица Мытаря и Фарисея), а также неделя перед Великим постом (Масленица, без мяса), неделя после Пасхи (Пасхальная, Светлая), неделя после Троицы (Троицкая). Все остальное время в среду и пятницу (если на них не выпадают праздники) соблюдается пост. В среду — в память о предательстве Иуды, в пятницу — в память о страданиях и смерти Спасителя.